Ростов-на- Дону
734 сообщения
Карма: +61/-28
|
(б).
Ратиславу: просьба прокомментировать.
РЕКОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ.
Итак, мы хотим заниматься исторической реконструкцией- то есть воссоздавать нечто, бытовавшее в определенную историческую эпоху. С чего начать?
А начинать всегда надо с вопроса- а зачем именно мне это нужно? Чего я от этого жду? - потому что это определит наш подход к делу.
Из тысяч людей, занимающихся реконструкцией во всем мире, лишь относительно немногие являются историками- профессионалами. А из этих историков людей, сделавших
экспериментальную археологию своей научной специальностью, и вовсе единицы. Большинство занимаются этим просто потому, что им интересна культура определенного народа в
определенное время, и представление об этой культуре может часто быть у "реконструкторов" весьма приблизительным.
Подходы к реконструкции у разных клубов (а большинство реконструкторов действуют, как правило, в составе клубов) различны. Одни серьезно работают над воссозданием материальной
культуры, стараясь максимально приблизится к технологиям того или иного времени, другие пытаются освоить технологию боя, обращая мало внимания на другие аспекты жизни в
реконструируемое время, третьи стремятся изучить духовную культуру времени- словом, путей много, и с этими путями надо определяться.
Но, допустим, мы уже знаем, чего мы ждем от реконструкции и над чем мы хотим работать. Дальше начинается самое интересное.
Скажу сразу: точная реконструкция времени невозможна в принципе. В нашей реконструкционной работе всегда присутствует домысел, фантазия, современные технологии и материалы.
Приблизится же к духовной культуре архаического общества мы вообще можем только на уровне ролевой игры (например, для людей того общества лишение человека жизни в определенных
случаях- естественная и логичная норма поведения, у нас же, за очень немногими исключениями (война и смертная казнь)- преступление, наказуемое законом). Это пояснение для тех,
кто испытывает некоторые иллюзии по поводу возможности делать реконструкцию "на серьезном уровне".
Ну, а теперь перейдем к существу дела.
В процессе исторической реконструкции каждый отдельно взятый человек нашего времени воссоздает отдельно взятого человека того времени, которым он занимается. Естественно,
"делая викинга/ русича/ ливонца/ гитлеровца и т. д.", мы должны точно знать, что представлял собою тот человек, изобразить которого мы стремимся- от этого будет
непосредственно зависеть тот набор материальных предметов, который мы изготовим и обзовем потом, ну, скажем , костюмом и вооружением норвежца Бьерна или формой и снаряжением
ефрейтора Фрица.
Поэтому настоящая реконструкционная работа начинается с изучения научной литературы. А если вам скажут, что сначала надо пошить костюм или изготовить какой-то набор железок в
жестко определенный срок- не верьте.
Тут возникает вопрос- а какой литературой пользоваться? Что можно читать смело, а что может дать искаженную информацию? Здесь проще всего обратиться к профессиональным
историкам и получить от них соответствующие рекомендации.
Следует почитать пару-тройку общих работ по истории времени и места, которое нас интересует, а также изучить некоторое количество специальной литературы по материальной
культуре эпохи- может быть, нам это время по внимательном рассмотрении не понравится и мы решим делать что-то другое.
А когда мы уже будем знать, что представляло из себя интересующее нас место в интересующее нас время, какие люди там жили и чем занимались, тогда и начнет вырисовываться тот
образ, который мы будем воссоздавать через определенный набор вещей.
В конечном итоге перед нашим мысленным взором должен предстать человек с точно известным именем, возрастом, вероисповеданием, социальным статусом, определенными по времени
границами жизни. Например, мой "реконструируемый персонаж" получился таким:
Имя Михалка Володаревич
Время жизни 975- 1035
Социальный статус: княжеская администрация
Вероисповедание христианин
Район проживания Белозерье
И, зная этот набор данных, мы и приступим, наконец-то, к следующему этапу реконструкции- подбору вещей.
На этой стадии мы и обратимся к источникам реконструкции, о которых шла речь в самом начале: археологии, этнографии и письменным памятникам.
Основной наш источник- все-таки археология. Именно она дает нам соответствующие по времени и месту вещи, которые мы можем посмотреть, точно измерить, подержать в руках и т.
п.: наиболее характерные детали костюма (застежки, украшения, обувь), материалы для его изготовления, предметы быта, оружие.
Все находки археологов, которые могут нам помочь в процессе реконструкции, в основной своей массе укладываются в три большие группы- это вещи из погребений, вещи из жилых
поселений и вещи из кладов.
Вторая группа с точки зрения реконструкции для нас ценнее- находки из поселений дают информацию именно о повседневной жизни древних людей. В могилу может попасть, например,
специфический погребальный костюм с вещами, не употреблявшимися живыми людьми.
Вещи мы будем подбирать по научной литературе, руководствуясь двумя основными принципами:
1) Подбираемые вещи должны укладываться в установленные нами для своего персонажа временные (не следует рубаху человека Х в. украшать вышивкой ХIIв.), возрастные ( не стоит
одевать взрослого человека в детские полусапожки), социальные (не нужно снабжать сельского общинника мечом и кольчугой) и прочие рамки и границы.
2) Вещи из нашего реконструкционного комплекса должны, по возможности, соответствовать своим оригиналам.
" По возможности" в данном случае не означает того, что вещи могут соответствовать, а могут и не соответствовать. Имеется в виду то, что изготовить вещь, полностью равную той,
какая была, в большинстве случаев невозможно.
Чаще всего вещи делаются по прорисовкам в научных археологических публикациях. Прорисовки эти могут быть разного качества и подходят для реконструкции не всегда.
Нам нужно знать точные размеры вещи, знать ее внешний вид (сечения, форму, орнамент), знать материал, из которого она сделана и технологию ее изготовления, знать, наконец,
какую задачу она выполняла в то время, которым мы занимаемся.
Если наша публикация всего этого знания обеспечить не может, она нам не подходит.
Однако некоторые моменты по археологическим данным восстановить крайне сложно- например, покрой костюма. Здесь приходит на помощь этнография. Выкройки одежды очень устойчивы
во времени, да и большинство бытовых предметов средневековья имеет точные параллели в этнографическом материале. Используя наиболее архаические варианты покроя одежды,
известные по этнографии, сопоставляя их с тем, что нам известно по археологии или по письменным источникам, мы можем достаточно близко подойти к тому, что могло быть в
интересующее нас время на самом деле. Но, повторюсь, элемент домысла в наших построениях будет всегда.
Что касается письменных источников- летописей, хроник, саг, законодательных актов, княжеских грамот и т. п. - обращаться к ним при реконструкции следует очень осторожно,
особенно в тех местах, где описывается не современная им эпоха. То же относится и к изобразительным источникам, которые, как правило, весьма схематичны, а посему дают большой
простор для противоречивых толкований, но, в то же время, неплохо доносят общий вид интересующего нас комплекса одежды и вооружения (если, конечно, соответствуют нужному
времени).
По итогам изучения источников (всех групп) у нас должен сформироваться целостный реконструкционный проект- полное описание всего нашего вещевого комплекса с приложением
прорисовок, по которым будем делать вещи, выкроек одежды и т. п. Это и будет результат нашей подготовительной работы, а дальше начнем уже непосредственно обзаводиться
вещами.
|