Реконструкция для самых маленьких

страницы: [1]
Margoork 16.04.06 22:40
Ростов-на- Дону
734 сообщения
Карма: +61/-28
(б).

Ратиславу: просьба прокомментировать.

РЕКОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ.

Итак, мы хотим заниматься исторической реконструкцией- то есть воссоздавать нечто, бытовавшее в определенную историческую эпоху. С чего начать?

А начинать всегда надо с вопроса- а зачем именно мне это нужно? Чего я от этого жду? - потому что это определит наш подход к делу.

Из тысяч людей, занимающихся реконструкцией во всем мире, лишь относительно немногие являются историками- профессионалами. А из этих историков людей, сделавших экспериментальную археологию своей научной специальностью, и вовсе единицы. Большинство занимаются этим просто потому, что им интересна культура определенного народа в определенное время, и представление об этой культуре может часто быть у "реконструкторов" весьма приблизительным.
Подходы к реконструкции у разных клубов (а большинство реконструкторов действуют, как правило, в составе клубов) различны. Одни серьезно работают над воссозданием материальной культуры, стараясь максимально приблизится к технологиям того или иного времени, другие пытаются освоить технологию боя, обращая мало внимания на другие аспекты жизни в реконструируемое время, третьи стремятся изучить духовную культуру времени- словом, путей много, и с этими путями надо определяться.

Но, допустим, мы уже знаем, чего мы ждем от реконструкции и над чем мы хотим работать. Дальше начинается самое интересное.

Скажу сразу: точная реконструкция времени невозможна в принципе. В нашей реконструкционной работе всегда присутствует домысел, фантазия, современные технологии и материалы. Приблизится же к духовной культуре архаического общества мы вообще можем только на уровне ролевой игры (например, для людей того общества лишение человека жизни в определенных случаях- естественная и логичная норма поведения, у нас же, за очень немногими исключениями (война и смертная казнь)- преступление, наказуемое законом). Это пояснение для тех, кто испытывает некоторые иллюзии по поводу возможности делать реконструкцию "на серьезном уровне".

Ну, а теперь перейдем к существу дела.
В процессе исторической реконструкции каждый отдельно взятый человек нашего времени воссоздает отдельно взятого человека того времени, которым он занимается. Естественно, "делая викинга/ русича/ ливонца/ гитлеровца и т. д.", мы должны точно знать, что представлял собою тот человек, изобразить которого мы стремимся- от этого будет непосредственно зависеть тот набор материальных предметов, который мы изготовим и обзовем потом, ну, скажем , костюмом и вооружением норвежца Бьерна или формой и снаряжением ефрейтора Фрица.

Поэтому настоящая реконструкционная работа начинается с изучения научной литературы. А если вам скажут, что сначала надо пошить костюм или изготовить какой-то набор железок в жестко определенный срок- не верьте.

Тут возникает вопрос- а какой литературой пользоваться? Что можно читать смело, а что может дать искаженную информацию? Здесь проще всего обратиться к профессиональным историкам и получить от них соответствующие рекомендации.

Следует почитать пару-тройку общих работ по истории времени и места, которое нас интересует, а также изучить некоторое количество специальной литературы по материальной культуре эпохи- может быть, нам это время по внимательном рассмотрении не понравится и мы решим делать что-то другое.

А когда мы уже будем знать, что представляло из себя интересующее нас место в интересующее нас время, какие люди там жили и чем занимались, тогда и начнет вырисовываться тот образ, который мы будем воссоздавать через определенный набор вещей.

В конечном итоге перед нашим мысленным взором должен предстать человек с точно известным именем, возрастом, вероисповеданием, социальным статусом, определенными по времени границами жизни. Например, мой "реконструируемый персонаж" получился таким:


Имя Михалка Володаревич
Время жизни 975- 1035
Социальный статус: княжеская администрация
Вероисповедание христианин
Район проживания Белозерье

И, зная этот набор данных, мы и приступим, наконец-то, к следующему этапу реконструкции- подбору вещей.

На этой стадии мы и обратимся к источникам реконструкции, о которых шла речь в самом начале: археологии, этнографии и письменным памятникам.

Основной наш источник- все-таки археология. Именно она дает нам соответствующие по времени и месту вещи, которые мы можем посмотреть, точно измерить, подержать в руках и т. п.: наиболее характерные детали костюма (застежки, украшения, обувь), материалы для его изготовления, предметы быта, оружие.

Все находки археологов, которые могут нам помочь в процессе реконструкции, в основной своей массе укладываются в три большие группы- это вещи из погребений, вещи из жилых поселений и вещи из кладов.

Вторая группа с точки зрения реконструкции для нас ценнее- находки из поселений дают информацию именно о повседневной жизни древних людей. В могилу может попасть, например, специфический погребальный костюм с вещами, не употреблявшимися живыми людьми.

Вещи мы будем подбирать по научной литературе, руководствуясь двумя основными принципами:

1) Подбираемые вещи должны укладываться в установленные нами для своего персонажа временные (не следует рубаху человека Х в. украшать вышивкой ХIIв.), возрастные ( не стоит одевать взрослого человека в детские полусапожки), социальные (не нужно снабжать сельского общинника мечом и кольчугой) и прочие рамки и границы.

2) Вещи из нашего реконструкционного комплекса должны, по возможности, соответствовать своим оригиналам.
" По возможности" в данном случае не означает того, что вещи могут соответствовать, а могут и не соответствовать. Имеется в виду то, что изготовить вещь, полностью равную той, какая была, в большинстве случаев невозможно.

Чаще всего вещи делаются по прорисовкам в научных археологических публикациях. Прорисовки эти могут быть разного качества и подходят для реконструкции не всегда.

Нам нужно знать точные размеры вещи, знать ее внешний вид (сечения, форму, орнамент), знать материал, из которого она сделана и технологию ее изготовления, знать, наконец, какую задачу она выполняла в то время, которым мы занимаемся.

Если наша публикация всего этого знания обеспечить не может, она нам не подходит.

Однако некоторые моменты по археологическим данным восстановить крайне сложно- например, покрой костюма. Здесь приходит на помощь этнография. Выкройки одежды очень устойчивы во времени, да и большинство бытовых предметов средневековья имеет точные параллели в этнографическом материале. Используя наиболее архаические варианты покроя одежды, известные по этнографии, сопоставляя их с тем, что нам известно по археологии или по письменным источникам, мы можем достаточно близко подойти к тому, что могло быть в интересующее нас время на самом деле. Но, повторюсь, элемент домысла в наших построениях будет всегда.

Что касается письменных источников- летописей, хроник, саг, законодательных актов, княжеских грамот и т. п. - обращаться к ним при реконструкции следует очень осторожно, особенно в тех местах, где описывается не современная им эпоха. То же относится и к изобразительным источникам, которые, как правило, весьма схематичны, а посему дают большой простор для противоречивых толкований, но, в то же время, неплохо доносят общий вид интересующего нас комплекса одежды и вооружения (если, конечно, соответствуют нужному времени).

По итогам изучения источников (всех групп) у нас должен сформироваться целостный реконструкционный проект- полное описание всего нашего вещевого комплекса с приложением прорисовок, по которым будем делать вещи, выкроек одежды и т. п. Это и будет результат нашей подготовительной работы, а дальше начнем уже непосредственно обзаводиться вещами.
Нет плохих людей. Есть люди невежественные.
                                                        Лао Цзы.
Ратислав 17.04.06 10:09
Модератор
Ростов-на-Дону
7 395 сообщений
Карма: +169/-72
Ну в общем и целом правильно и грамотно.
Единственные замечания:
1)Мы занимаемся реконструкцией материальной культуры. Духовную культуру воссоздать невозможно, да это никто и не пытается. Ролевые игры - это игры, а не реконструкция менталитета.
2)Изучать реконструируемый период приходится все время. Чем дальше лезешь, тем больше вопросов. Это процесс на самом деле бесконечный Улыбающийся
Чем больше я заползаю в свой период, тем больше понимаю, что ни хрена не знаю и не понимаю Улыбающийся)

И еще. На самом деле хорошо, если бы "учаснеги" Движения проводили такую предварительную подготовку. На самом деле 80% делают по другому.
Это выглядит так.
У меня есть друг, который аццки машет топором или алебардой. Я тоже захотел ворвацца, к тому же люблю историю. Я пришел к нему в клуб и спросил - а че мне лучше сделать, чтоб рубиццо и не очень дорого. И мне грят - да бери Европу 14 век! И я делаю говнобригу, говнобац, беру в руки ржавую алебарду, называю себя пИхатинцем (при этом смутно представляю что это такое, но знаю, что это круто, а рыцари лохи) - и вперед!
Каждый хочет быть похожим на меня!
Я хит сезона, я тема дня!
Я образ для подражания
И предмет вам для обожания!
страницы: [1]