В дополнение.
Пишет Олег Дивов.
http://beauty-n-beast.livejournal.com/115128.html
--кут отхере--
The Beast: Руссо туристо облико морале 860 г. от Р.Х.
В комментах к предыдущему посту нам напомнили о походе 860 года как о первой документально подтвержденной военной победе
наших над чурками русов.
Справедливо. Было такое дело. Только не было убедительной победы. Поэтому ни Свете, ни мне в голову не пришло вспомнить о том походе.
Чистая победа выглядит так: пришел, увидел, закидал понтами насмерть. Это поход Олега Вещего.
Если «был в Киеве плач великий», да еще и побежденные между делом обратили тебя в свою веру (поход Аскольда и Дира), это уже не победа.
Я вам, ребята, конечно, не справочная. Мне это трудно. Я штудировал книжки не для того, чтобы побеждать в спорах и гнуть пальцы. Это не моя профессия. Поэтому, составив мнение
о предмете, я позволил себе роскошь забыть подробности. Но относиться к нашей древней истории небрежно - больше не могу. Значит, чтобы дать более-менее взвешенную справку, я
обязан заново перетряхнуть кучу материала. Что и было нынче сделано специально для вас.
Ведь когда заходит разговор о Древней Руси, простых ответов просто нет.
Когда хочется простых ответов, рождаются сомнительные концепции. Вроде попытки, отталкиваясь от «меча Людоты», утверждать, будто хрестоматийную фразу о «дани хазарам по мечу с
дыма» можно понимать буквально. Это, конечно, удобно. Недаром этот тезис очень любят славянофилы… Неудобно только что «меч Людоты» – каролингский меч со скандинавской
рукоятью, и прошу меня поправить, если найден второй экземпляр. И неудобен вопрос, почему тогда мы хазарам дань платили, а не они нам! Хрен ли: мы производим в огромных
масштабах самое дорогое и технологически продвинутое оружие. У нас должно быть железа как грязи. И полно мужиков с мечами. И соха должна быть с железным наконечником. При
таком раскладе понятно, отчего гордый скандинавский конунг Рёрик поскакал на Русь, задрав штаны, едва ему из Новгорода свистнули! Другое непонятно: почему еще веком раньше
сюда не сбежались все безработные викинги в количестве нехилом. И не сделали хазарам геноцид, апартеид и стрептоцид.
Впрочем, у одного моего персонажа был на тот самый вопрос – зачем мы хазарам платили - простой ответ: «А хазары, они жиды!»
«…И под каждой корягой – нетрезвый варяг». (с) Е.Лукин
На самом деле, один простой ответ, явно правильный, мне известен! Первый памятник славянской письменности датируется временами походов Святослава. Это каракули, нацарапанные
на камне. Мне не надо знать, как они выглядят. Мне Света объяснила, что там написано. А я согласился. Это же очевидно. Там написано: «Здесь был Славик».
Теперь, собственно, вот вам справка о походе 860 года. И ругайте меня в комментах сколько влезет, я отказываюсь отвечать, ссылаясь на первую поправку к Конституции США.
О «походе 860 года» мы знаем, в основном, из следующих источников. Это проповеди константинопольского патриарха Фотия, датируемые примерно 23 и 25 июня 860 года. Это ПВЛ,
базирующаяся на хронике Продолжателя Амартола. Наконец, косвенное свидетельство – письмо папы Николая I, отправленное в столицу империи в сентябре 865 года. Единственная
точная дата похода, сохраненная источниками – 18 сентября 860 года (Брюссельская хроника). Все остальное более-менее условно.
А было так. 200 ладей «росов» внезапно выскочили к Константинополю. Херсониты не смогли или не успели предупредить столицу о набеге. С ладей высадился десант, который принялся
грабить, трахать и поджигать все, что нашлось в городских предместьях.
Василевс Михаил III с основными силами находился в походе. Не имея возможности спихнуть нападающих в море, греки заперли городские ворота и стали молиться.
Дальше было так. Если верить Фотию, через неделю молитвы возымели действие. В одно прекрасное утро оказалось, что русы исчезли, развалины дымят, трупы смердят, а море пустынно
и безмятежно.
Если же верить ПВЛ, случилась страшная буря, разметавшая ладьи русов и погубившая много воинов. Пришлось свернуть операцию и возвращаться домой. Более того, по ПВЛ василевс
успел-таки вернуться в город и принять участие в молебне, после которого в воду окунули край покрова Богородицы, что и вызвало спасительную бурю. О которой у Фотия ни
слова.
Как пишет по этому поводу Г.Литаврин: «Что касается бури, то это либо реально случившееся событие на обратном пути русов, либо поздняя легенда, как с основанием полагают
многие исследователи. Причиной быстрого снятия осады и ухода русов можно счесть... соглашение с подошедшим к Босфору императором, уплатившим русам контрибуцию и попросившим их
немедленно убраться, пообещав позднее обсудить возможный договор».
Мне тоже кажется, что ребят из Греции «сдуло» не бурей, а в переносном смысле.
Так или иначе, войска Аскольда и Дира ушли восвояси. Непременным условием установления твердых дипломатических отношений с язычниками была отправка в Киев христианского
епископа. Иначе греки не разговаривали с теми, кто слабее их. Крестить язычников считалось священным долгом василевса. «Протокрещение» Руси состоялось через семь лет после
похода, в 867 году, тогда же был заключен русо-греческий торговый договор. Хроники расходятся во мнении, кто именно из соправителей Киева крестился, но первый храм на Руси был
поставлен и распространение христианства началось.
Захватив Киев в 882 году, прирезав Аскольда и Дира и начав гонения на христиан, Олег вынужден был отстраивать отношения с Византией «с чистого листа». Даже если прежний
договор остался в силе, срок его действия истекал через 30 лет, так что к началу X века очередной военный конфликт с греками вполне назрел.
Г.Литаврин: «Согласие империи на регулярные отношения с язычниками были вырвано у нее силой, однако – только под условием принятия крещения. Став во главе объединенного
государства, считая себя преемником прежних правителей Киева, задавив начатки христианской церкви, Олег нарушил именно это условие. Надменный «Новый Рим» снисходил до
регулярных сношений с языческими странами и давал им правовую гарантию только при крайней нужде».
Итак, надо было снова двигать к неприступному величественному Константинополю. И тупо разносить в щепу его окрестности, пока греки не сочтут ущерб неприемлемым для себя и не
начнут переговоры. Источники уверяют: до Олега русы не столько грабили, сколько именно демонстрировали силу и способность регулярно безобразничать на территории империи.
Олег сделал что-то другое.
К сегодняшнему дню мало осталось историков, подвергающих сомнению реальность похода 907 г. Византист Литаврин, на которого я выше ссылаюсь, подоходит к вопросу крайне
прагматично. Для него важное указание на реальность похода – новый договор с греками. Дело в том, что так называемое «соглашение 907 года» и последовавший за ним
полномасштабный договор 911 года общепринято считаются чрезвычайно выгодными для русов. Сам Олег в посольстве 911 года не участвовал, возможно - демонстративно.
И никаких дополнительных условий со стороны греков.
А то, что русы приперлись числом на порядок большим, чем в предыдущий раз, зашли одновременно с моря и суши (что было маловероятно без соглашения с болгарским царем Симеоном)
– это всё частности. Молчание византийских источников о походе историки объясняют отсутствием серьезных военных столкновений. О том же говорит ПВЛ: драки-то не
случилось.
Воевать просто не было резона. Войска Олега то ли могли реально взять город штурмом – и это было сразу видно, - то ли каким-то образом нагнали на греков такого страха, что те
сразу подняли лапки кверху.
Они-таки заключили договор с языческим государством. Даже не заикаясь о том, что русам надо бы епископа, хоть завалящего, какого не жалко. Повторю: крестить язычников –
священный долг византийского императора. Можете представить, раком или боком в какое интересное положение Олег поставил греков?
И это все, что я могу сказать о «походе 860 года».
--кут дохере--