Давненько не встречал такого исчерпывающе полного и трезвого анализа ситуации в Кавказско-Каспийском регионе. Тем более, что фамилия автора, до сих пор мне была не знакома.
Должен сказать, что анализ такого качества, по опыту своему встречался мне довольно редко, как правило видишь одну-две статьи в год. Сама же статья (анализ), как видите,
довольно обширна, но, поклон автору
, изложена простым и всякому понятным языком, удобна в чтении, сгруппирована по темам. Так, что вы не пожалеете о затраченном на неё времени - оно с лихвой
возместиться тем эстетическим и интеллектуальным удовольствием которое вы получите от её прочтения и обсуждения
Тут отхере:
http://www.regnum.ru/#full855080
Игорь Мурадян: Ракеты - последний аргумент США в кавказско-каспийском регионе
Внешняя политика администрации Джорджа Буша столкнулась со значительными проблемами, и, возможно, главная из них - это отсутствие позитивных ожиданий относительно
преемственности внешней политики в связи с намерениями Демократической партии осуществить некие кардинальные изменения в этой сфере. Администрация Буша пытается использовать
"остаточное" время второго срока для максимальной реализации своих планов. Ответственная администрация не может передать по наследству чрезмерно большой массив нерешенных и
тупиковых проблем во внешней политике. В связи с этим, некоторые цели и задачи в определенной мере пересматриваются, а по отдельным проблемам разрабатываются новые подходы и
принципы. К примеру, если в отношении Ирака США пытаются внедрить идею о создании трех государств, то в отношении Ирана имеют место новые подходы, связанные с применением
совместной с западными партнерами функциональной блокады. В отношении ряда региональных проблем никаких новых разработок по существу не применяется, а предпочитается
наблюдение за процессами и поддержка более-менее приемлемых вариантов решения тех или иных проблем. Именно данные подходы применяются в отношении Южного Кавказа, где возникло
много новых проблем, и еще остаются не решенные проблемы.
Энерго-коммуникационные проблемы
Создание энерго-коммуникационной конструкции на Южном Кавказе практически завершено. В Азербайджане используются по существу уже имеющиеся резервы нефти и газа. Даже при
наиболее оптимистических оценках запасов нефти в Азербайджане, данные объемы вполне соответствуют тем мощностям добычи и транспортировки, которые созданы. Три энергетические
коммуникации - Баку-Супса, Баку-Тбилиси- Джейхан, Баку-Тбилиси-Эрзурум наряду с небольшими перевозками нефти по железной дороге вполне удовлетворяют потребности нефтяного и
газового комплекса. Вместе с тем, проблемы энергетических ресурсов восточного побережья Каспия далеко не решены, борьба за контроль над ними продолжается. Активная политика
России, которая практически привела к значительной переориентации потоков нефти и газа Казахстана и Туркменистана, лишает смысла всю энергетическую стратегию США. Южное
направление транспортировки энергетических ресурсов Центральной Азии в Пакистан и Индию, которое стало частью энергетической концепции США, никак не соответствует политической
ситуации в Афганистане, через территорию которого, должны пройти данные энергокоммуникации. В этих условиях, в политических и аналитических кругах США рассматривалась
целесообразность переориентации нефти и газа Центральной Азии в Китай, хотя эта идея совсем недавно выглядела кощунственной для американской стороны, энергетическая стратегия
которой предполагала недопущение создания благоприятных энергетических условий для Китая, как основного противника США в настоящем и в будущем. Логика данной идеи, которая
вовсе не была поддержана администрацией, но была принята к сведению, заключалась в том, чтобы ослабить связи между Китаем и Россией, создать долговременную ситуацию
конкуренции между ними и взять поставки нефти и газа в Китай под американский контроль путем вовлечения американских и британских компаний в эти проекты. Кроме того, это
позволило бы в какой-то мере высвободить нефтяные ресурсы Ближнего Востока, хотя бы на 15 - 20 лет. Данная идея была выдвинута бывшим первым заместителем Государственного
секретаря США Робертом Зелликом. Некоторые британские исследовательские институции с большим вниманием отнеслись к этой идее и, не исключается, что данный "проект" был
инициирован именно Великобританией. Это можно допустить, если принять во внимание, что китайские проекты в Центральной Азии все более успешно продвигаются и приобретают
совершенно независимый характер. В данных условиях США и Великобритании представляется целесообразным продемонстрировать свое расположение к китайским проектам. В настоящее
время аналитические издания все еще продолжают публиковать материалы ведущих и новых исследователей, которые призывают ограничить доступ Китая к ресурсам Центральной Азии,
ссылаясь на "отсутствие демократии" в Китае. Одновременно, вовсе не отвергнута идея транспортировки центральноазиатских энергоресурсов по южному направлению. Данные векторы
связаны с различными глобальными и политическими задачами США, которые не ограничиваются желанием вытеснить Россию из региона, но и с совершенно иными стратегиями, связанными
с усилением контроля над Южной и Восточной Азией. В настоящее время США и Европейская комиссия предпринимают серьезные шаги по установлению новых, принципиальных, обязывающих
отношений с Казахстаном и Туркменистаном. Еще весной 2006 года США приняли решение использовать все возможные усилия для ангажирования правящего режима Нурсултана Назарбаева,
используя проблемы его семьи. Делаются попытки обязать новое руководство Туркменистана принять участие в широкомасштабном сотрудничестве с Западом. Однако, эти два государства
нуждаются в таких формах поддержки и помощи, которые может оказать только Россия в силу их понятности. Наряду с этим, политические элиты Казахстана и Туркменистана не без
участия оплаченных интеллектуалов с Запада несколько пересмотрели темпы и объемы добычи нефти и газа, предпочитая оставить максимально большие резервы для нужд будущих
поколений, что было подсказано ведущими представителями национальной интеллигенции.
Наряду с ограничениями в части источников энергетического сырья в Каспийском бассейне, произошло изменение ситуации c транспортировкой нефти и газа в западном направлении. США
и Великобритания более не рассматривают Турцию как надежного и приемлемого партнера в транспортировке энергоресурсов в Европу. Турция пытается занять "нейтральную" позицию
между Западом и Россией, и, пользуясь своим географическим положением, стать важнейшим транзитным "узлом". Энерго-коммуникационная инфраструктура в пространстве Черного моря и
Балкан в целом отсутствует, что ограничивает транспортировку в этом направлении. Проблемы Черного моря для США и европейцев далеки от решения, при этом имеют место
противоречия между американцами и европейцами по этому вопросу, причем как в рамках НАТО, так и вне формата Альянса.
В данных условиях, Южный Кавказ утрачивает функции универсального транзитного региона, и объемы транспортировки резко сокращаются, особенно, если России удастся довести до
конца свои планы по переориентации энергопотоков. Этот фактор не может не отразиться на всех других целях и задачах США на Южном Кавказе, которые всегда носили и носят
подчиненный, обслуживающий характер. В настоящее время, администрация США нуждается в новых рекомендациях и разработках, в том числе по размещению ракетных систем. Эти две
темы "нефть" и "ракеты" тесно переплетены и обе являются и могут остаться приоритетными для администрации Джорджа Буша. Энергетическая стратегия США подразумевает глобальную
политику, которая характеризуется, как весьма инертный и трудно поддающийся корректировке план действий. Внесение каких-либо изменений в эту стратегию весьма затруднительно,
поскольку к этой стратегии подключены военное ведомство США и НАТО. На создание кавказско-каспийского энергетического комплекса затрачены значительные средства. США и их
партнеры не могут отказаться от векторов данного проекта даже в условиях, когда его цели поставлены под сомнение. Следует обратить внимание на то, что, несмотря на наращивание
поставок каспийской нефти на мировой рынок, цели всего проекта не достигнуты. Пока нет оснований давать обобщающие оценки результатам, но, вполне возможно, что
кавказско-каспийский энергетический комплекс так и не смог играть роль важного альтернативного источника энергоресурсов, способного обеспечить повышение маневренности мирового
энергетического баланса. В последнее время, вследствие нежелания Казахстана, а затем и Туркменистана излишне политизировать энергокоммуникационные проекты, общая политическая
составляющая уступила место приоритетам безопасности и стабильности, а также геоэкономической целесообразности. В связи с этими, еще не достаточно выраженными обстоятельствами
и условиями, существенно изменилась ситуация на Южном Кавказе. Конкурентная борьба будет продолжаться, так как судьба энергетических ресурсов восточного побережья Каспия еще
не решена, и эта проблема будет сохраняться еще некоторое время. Но, вместе с тем, заметно изменились оценки, видение перспектив и задачи по альтернативным планам и проектам.
Борьба с позициями России в кавказско-каспийском регионе стала гораздо более сложной, многоплановой, и США столкнулись с необходимостью применения несравненно больших
политических ресурсов. Южный Кавказ и Центральная Азия стали гораздо более неудобными для развертывания американской стратегии, чем Вашингтону казалось изначально.