Берн
Сочи
77 сообщений
Карма: +15/-3
|
Итак, мы не согласны с интерпретацией, которая делает Вади апологетом укола, противопоставляя его более «архаичному» Фиоре де Либери, рассматривая последнего, как паладина
нисходящего“fendente”. Мастер из Фриули, по факту, значительно больше применяет уколы, тогда как Вади ясно видит их возможности и недостатки. Возможно, следует поддержать
точку зрения о том, что Филиппо Вади устанавливает больше акцентов на быстрых и коварных ударах, мало наступательных (не только уколы, но и восходящие удары ложным лезвием),
по сравнению с более мощными ударами Flos Duellatorum.
В соответствии с только что сказанным глава завершается с примечанием в пользу легкого и удобного оружия, особенно если приходится сражаться с несколькими противниками.
Глава 9 сообщает нам о “de la croce” ( из креста ), мы считаем, что речь идет о «кросс–парировании» или “incrosar” (скрещивании) упомянутое как Вади, так и Фиоре де Либери, но
так же возможно это ссылка на группу стоек называемых “di croce” (из креста) в которых вы кладете вашу левую руку на клинок меча и которая может быть использована для
нескольких кросс-парирований (см. стр 26 манускрипта, рис. 1: акцент на устойчивости и пригодности для укола может быть виден как ссылка на «усиление» производимое левой рукой
на клинке)
Глава 10 “ragione di mezza spada” (рассуждение о полумече) представляет нам “gioco di mezza spada” (игру полумечом) – наиболее важную часть “gioco largo”, производимая от
скрещения клинков более или менее чем на половину самого клинка в которой один из дуэлянтов атакует, другой защищается возможно вообще не двигая ногами, или двигая ими
немного, при этом двое находятся на небольшом расстоянии но не в захвате ( в последнем случае это называется «gioco stretto»
Здесь мастер Вади показывает нам несколько методов вступления в игру полумечом, или даже в захват, а так же он показывает способ работы ногами, который, согласно ему
прогрессивен, и в котором вы должны согнуть колено впередистоящей ноги и вытянуть заднюю ногу, так же как это показано у Мароццо. (подобно современному наскоку, но
короче). Вади приписывает себе открытие этого “passeggiar” (способа работы ногами), и мы должны признать, что в Flos Duellatorum шаги короче и задняя нога выглядит вытянутой
только на нескольких иллюстрациях. Мы знаем, что у Фиоре шаги назывались “passare”, или полный шаг, при котором вперед выносится нога, которая до этого была позади, как
при нормальном шаге и “acrescer”, при котором продвижение вперед начинается с ноги, которая уже впереди. В этом случае задняя нога подтягивается как при современном
фехтовальном шаге и это совсем не похоже на шаг Вади или современный наскок.
Интересным техническим соображением является совет наносить удары с круговым движением, т.е. с мулинетом (stramazzoni) только если они очень короткие и с мечом, всегда
направленным в лицо, никогда не отводя его далеко с линии атаки.
В следующей главе № 11 “ragion де gioco де spada” (рассуждения о игре мечом) продолжаются рассуждения о ближнем бое, и мы немедленно находим совет финтовать быстро и коротко,
никогда не отводя меч далеко от линии, для того что бы в случае необходимости как можно быстрее вернуть меч для защиты.
Этот совет следует за несколькими техническими указаниями, среди которых использование работы ногами вместе с разнообразными парированиями и предупреждение относительно ударов
полувремени (см. глоссарий) которые может нанести оппонент.
Глава двенадцать “ragion de’ viste de spada” (рассуждения о финтах мечом) говорит о финтах исключительно в игре полумечом. Вади устанавливает, что финты используются для
обмана противника, не позволяя ему понять, в какую часть тела вы наносите реальную атаку, но жалуется, что не может быть так же ловок со словами как с мечом в его руках.
В тринадцатой главе “ragione де mezza spada” (рассуждение о полумече) мы возвращаемся к рассуждению о техниках, применяемых на средне-короткой дистанции.
Важное напоминание сосредотачивается на использовании уколов и восходящих ударах ложным лезвием больше, чем на традиционных нисходящих “fendente”. В конце главы есть
рекомендация как всегда правильно вычислять время для другого действия, напоминая читателю всегда уважать один из основных принципов фехтования: время.
Четырнадцатая глава “ragion di mezzo tempo de spada” (рассуждения о полувремени меча) продолжает рассуждения о времени, говоря об ударах полувремени (удары – наносимые в
середине атаки противника, часто в руку или кисть; эти удары должны поражать задолго то того, как атакующее движение завершится).
Вади снова жалуется на то, что не может правильно описать это действие только словами, без возможности показать на практике и он настаивает на ограничении скорости с которой
эти удары должны наносится и настаивает, что они должны наносится быстрым движением запястья и с правильной мерой (еще один основной принцип фехтования: мера)
В полувремени удар должен четко поражать противника в выдвинутую цель сразу, как только эта цель будет впереди противника и войдет в зону поражения меча (в меру).
В полувремени, удар наносимый вне меры бесполезен, поскольку не попадет в цель если наносится когда атака противника уже слишком близко и есть риск быть пораженным если только
атака не останавливается. Кроме того, в последнем случае может не быть достаточно времени вернуть меч для парирования или уклонится от атаки перемещением.
Во второй части главы вади проставляет как наилучшую драгоценность искусство загадочного действия, названного “volarica”, о характеристиках которого мы можем только
догадываться.
Вне всякого сомнения, это удар в голову, поскольку “rompe con bon filo l’altrui cervello” (оно обрушится хорошо (или правильно?) рассекая мозг другого) и это также должен быть
удар полувремени, так как описан в этой главе. И наконец, этот удар парирует и ранит одновременно (Мароццо сообщает, что это делают парирования ложным лезвием).
Глава пятнадцать “ragion di spada против la rota” (рассуждении о мече против копья) сообщает нам как противодействовать противнику встречающему нас с атакой повторяющимся
мулинетным движением. Во второй части главы мы находим хитрую технику против противника, ожидающего нас в стойке названной “porta di ferro” (железная дверь).
Наконец, мы достигаем последней главы, названной “ammaestramento di spada” (учение о мече) в которой мы находим резюме основных принципов фехтования (не только методов Вади,
но и рационального фехтования вообще) которые мы уже обнаружили во всех других главах, часто прилагаемые к конкретным техникам.
Прежде всего, внимание автора приковано к самозащите, защите того важнейшего, которое называется жизнь, меч должен быть подобен большому щиту (“targone”, по итальянски),
который закрывает все тело фехтовальщика.
Так меч никогда не должен далеко уходить от тела, которое он должен защищать будь то защита или нанесение удара (“facendo guardie nй ferir”), так что ни защитные стойки, ни
удары наносимые в течении боя не должны отводить меч далеко, поскольку он не сможет вовремя вернутся в защиту.
Вследствие того, но также и для того, что бы иметь возможность попасть в цель, траектория меча должна быть как можно более короткой.
Кроме того правильно, когда острие меча направлено на противника и особенно в его лицо (по причине боевой психологии: укол в лицо пугает больше, чем укол в туловище,
хотя оба одинаково смертельны).
Так что во всех техниках, выполненных с мечом, который фехтовальщик держит впереди себя между собой и противником, удары не будут очень мощными как это уже указано в главе
10.
Действительно, быстрая проверка стоек Филиппо Вади по сравнению с Цветком битв, дает нам понять, что основная характеристика стоек Вади – это удерживание острия направленным
на противника с мечом всегда между фехтовальщиком и его противником.
Последний совет Мастера Пизанца, с которым он прощается с читателем это как можно чаще использовать удары полувремени, останавливая удары противника когда они только начинают
формироваться быстрыми ударами в руки.
|