Елизавета Тэлька Фудимова
Женский раннесредневековый аланский костюм.
IX-X в.в. (середина IXв.)
(Костюм небогатой замужней женщины)
Реконструкция комплекса костюма основана на находках
из скальных могильников Подорванная Балка в Нижнем Архызе, Мощевая Балка в Карачаево-Черкессии.
Сухой грунт, высокогорный климат с его чистым воздухом и отсутствием микроорганизмов способствовали естественной мумификации органики, благодаря чему сохранились целые формы
костюмов.
http://rec.gerodot.ru/hermitage/balka.htm
Шуба. Полураспашная широкая шуба с узкими рукавами. (Экспонаты ГИМа из могильника Мощевая Балка, (А.А. Иерусалимская "Кавказ на шелковом пути", стр. 16-19)
Овчина, беленый некрашеный домотк. этн. лён.
Туникообразное
платье прямого покроя с перегибом по плечам, с четырехугольными ластовицами, расширено треугольными клиньями. Запазушный карман, крытый цветным шелком,
застегивается на левом плече грушевидными латунными пуговицами. Украшено шелком по вороту, низу рукавов, подолу и боковым разрезам.
(А.А. Иерусалимская "Кавказ на шелковом пути", стр. 16-19, О.В.Орфинская "Аланский костюм VIII - IX в.в.", стр.105-108;
Могильник Подорванная Балка, находки В.Н.Каминского и И. В. Каминской)
Беленый некрашеный домотк. этн. лён. Отделка рукавов, ворота, каймы, ромбов и петель нагрудного кармана — крашеный домотк. шёлк.
Штаны с четырехугольной ластовицей, беленый лен.
Чулки-ноговицы с кожаными подвязками, крепящимися на поясе, также фиксируются завязками под коленом. Из двух частей и швом на подошве.
Небеленый домотк. этн. лён, кожа.
Экспонаты Карачаево-Черкесского Музея-Заповедника.
А.А. Иерусалимская "Раннесредневековый костюм адыго-аланских племен VIII-IX в.в."
Кто разглядитштаны с чулками, тот молодец
Обувь.
Кожаные башмачки со швом на подошве.
Реконструкция находки из Подорванной Балки.
Головные уборы:
— Шапка с накосником и диадемы. Крашеный корнем марены домотк. этн. лен, крашеный корнем марены и корой дуба шелк.
— Льняное покрывало с бахромой. Беленый некрашеный домотк. этн. лён.
— Овальная шапочка. Со складками надо лбом, шелковой окантовкой и шелковым ромбом. Беленый некрашеный домотк. этн. лён, крашеный корой крушины и дуба шелк.
( А.А Иерусалимская "Кавказ на шёлковом пути", стр 19-20.
Могильники Подорванная Балка, Мощевая Балка.
О.В.Орфинская "Аланский костюм VIII-IX в.в.", стр.105-108; З.В. Доде "Средневековый костюм народов Сев. Кавказа", стр. 22)
Полотенчатый головной убор еще носится в виде тюрбана. (З.В. Доде)
Аксессуары и украшения:
Ожерелье в петлях нагрудного кармана.
Реконструкция находки из Подорванной Балки.
(в составе 3 глазчатые стеклянные бусины — реконструкция, рог оленя/серны, персиковая косточка, плод водяного ореха, раковины моллюска, камешек с отверстием, зуб оленя,
скрепленные системой узлов)
(З.В. Доде "Средневековый костюм народов Сев. Кавказа", стр. 25)
Бусы. Сердолик.
Бусы глазчатые и мозаичные, стеклянные ручной работы.
(Ковалевская В.Б. "Хронология восточно-европейских древностей V-IX вв. Каменные бусы Кавказа и Крыма", Доде З.В. "Средневековый костюм народов Северного Кавказа. Очерки
истории")
Монетовидная серебряная
привеска. Находка из Мощевой балки, экспонат ГИМа.
Серебряные зеркало и туалетный набор (копоушка и ногтечистка) из аланского женского захоронения X в, оригинал.
Частная коллекция.
Амулеты:
Солярный амулет. Амулет с птичьими головами. Зооморфный амулет в виде коня.
Латунь. Реплика.
Дмитриевский могильник. (В. Б. Ковалевская «Хронология древностей северокавказских алан", рис. 2, 12, 17, 18) С.А. Плетнева "Хазары", "Кочевники 9-13 в.в.", стр.
194.)
Литература:
1. А.А. Иерусалимская "Некоторые вопросы изучения раннесредневекового костюма (по материалам анализа одежды адыго-аланских племен VIII-IX в.в. Культуры Евразийских степей вт.
пол. I тыс. н. э.: из истории костюма" - Т. 1. - Самара. - 2001
2. А.А. Иерусалимская "Кавказ на шелковом пути", каталог выставки. СПб. ГЭ 1992
3. Орфинская О.В. "Аланский костюм VIII-IX вв. // Культуры степей Евразии второй половины I тысячелетия н.э. (из истории костюма)" - Самара, 2000
4. З.В. Доде "Средневековый костюм народов Сев. Кавказа. Очерки истории" – Восточная литература, РАН, 2001
5. С.А. Плетнева "Хазары", изд."Наука", М. 1976 г. , "Кочевники южнорусских степей в эпоху средневековья. IV-XIIIвека", изд. ВГУ, 2003
6. В. Б. Ковалевская «Хронология древностей северокавказских алан. Аланы. История и культура» — Владикавказ, 1995
7. Ковалевская В.Б. «Хронология восточно-европейских древностей V-IX вв. Каменные бусы Кавказа и Крыма» — Москва, 1998
8. А. Иерусалимская. «Мешочки для амулетов из могильника Мощевая балка
и христианские "ладанки", http://annals.xlegio.ru/rus/small/ladan.html
9. Иерусалимская А. А. "Погребальный культ и некоторые верования раннесредне-вековых племен Северного Кавказа (по материалам могильника Мощевая Балка VIII—IX вв.)". Jranica
Antiqua, vol. XVIII. Hent, 1983
10. А.А. Иерусалимская, "Виды ткацких устройств в инвентаре Адыго-Аланских могильников VIII-X вв. и их связь с погребальным ритуалом", http://www.nasledie.org/v3/ru/?action=view&id=854835