О.Р.К.И.
Ростов-на-Дону
615 сообщений
Карма: +40/-43
|
В античности существовала богатая культура использования ночных ваз, в том числе были и регулярно очищавшиеся общественные горшки на улицах. В Древнем Риме были и платные
туалеты, была и знаменитая Клоака – подземная канализация, по которой обслуживающий персонал передвигался на лодке. Как и прочие достижения культуры, в Темное Время они были
забыты.
Основное отличие города от деревни в плане гигиены - много народу и мало земли. По отмеченным выше причинам, это существенно затрудняет устройство нужника - все-таки подобный
несовершенный туалет стоит держать подальше от жилья. Однако, прежде чем углубиться в связанные с этим детали, нужно отметить, что стесненность в средневековом городе
присутствовала не всегда. Так, в Москве XV века была жуткая толкучка за место в Кремле, но масса простого народа жила в избах, образующих большие массивы застройки, вытянутой
вдоль дорог, с немаленькими дворами, и, соответственно, нужниками. Нужники не обязательно вычерпывали, иногда они просто переносились по мере заполнения ямы. Порой нечистоты
выбрасывали на улицу, и по сточным канавам (примитивнейшая открытая канализация) они сносились в Москву-реку.
Другой случай не особо стесненного города - Флоренция эпохи Возрождения. Во времена Данте, на пике процветания, флорентийцы выстроили мощные каменные укрепления, охватив ими
огромную территорию - с расчетом на рост города. Однако, взамен чума сократила население раза в три, и держала его на таком уровне пару столетий. В результате внутри городских
стен было очень просторно, там существовали обширные сады, огороды, виноградники, пустыри. В общем, можно было располагаться почти как на природе. Народ и располагался. В
начале XIV века для отправления нужды в бедных районах города использовались любые закоулки и переулки (Антонетти, Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте ).
Интересный вариант использования переулка в качестве туалета описан Боккаччо в новелле пятой второго дня Декамерона: два бруса, перекинутые через узкий проулок между домами на
уровне второго-третьего этажа, и поперек них - пара досок. В принципе, хозяин дома обязан был с некоторой периодичностью очищать этот туалет. Судя по тому, что указ
флорентийской Синьории от 1325 года запрещает устраивать уборные над общественными улицами, раньше такие брусья перебрасывались не только через проулки! (Антонетти)
Однако, и в просторной Флоренции был престижный и густозаселенный центральный район, где за чистотой следили строже. К 1330 году относится один из древнейших частных дворцов
города, дворец Даванцати. Там впервые задокументировано появление туалетов - специальных кабинок в толще стены, которые сообщались с особыми сточными колодцами, под домом. К
концу XV века такие туалеты появились не только во дворцах, но и просто в зажиточных домах. В среднем, раз в год они опустошались; содержимое отвозилось к центральным
городским ямам-свалкам. В XIV веке такая свалка располагалась около доминиканской церкви Санта Мария Новелла (там происходит действие новеллы девятой восьмого дня Декамерона).
История таких туалетов богато документирована благодаря многочисленным проблемам, связанным с их эксплуатацией: конфликты при использовании одной ямы несколькими соседями,
расположение ямы под домом соседа, счета за выкапывание ям и за их регулярную очистку, затопление нижнего этажа перехлестнувшим через край содержимым... Канализационныые трубы
во Флоренции были керамическими. В контрактах на постройку фундаментов домов можно найти требования на оставление дыр для подключения к каналазации - общей выгребной яме для
нескольких домов, идущей вдоль улицы. Соображения по теории канализации можно найти в знаменитом архитектром трактате Альберти (XV век), доступном в том числе и на русском.
Свидетельства современников (записки доктора Антонио ди сер Паоло Бенивьени, 1487, который занимался переустройством системы канализации в своем доме) рисуют картину, хорошо
согласующуюся с этой теорией. (этот абзац - по Goldswathe, The Building of Renaissance Florence)
Широчайшим распространением во Флоренции пользовались и ночные горшки - они требовали минимальных затрат и могли эксплуатироваться в любой комнате. В новеллах Франко Саккетти
(конец XIV века) этот атрибут флорентийской жизни богато представлен. Правда, используется он там не столько по назначению, сколько для проделывания нехороших шуток с
друзьями. У него же можно найти интересные фразы, иллюстрирующие некоторые аспекты пользования туалетами, как-то: "Если ты сходишь в отхожее место и удовлетворишь телесную
потребность, а в месте том будут висеть особые тряпки для этой потребы..."
Неизвестно, существовали ли тогда во Флоренции общественные уборные. Очень может быть. По соседству, в сравнительно небольшом городке Сан-Джиминьяно их наличие
задокументировано. (Антонетти)
Надо отметить, что столь детально разобранная тут Флоренция не является нормой для Западной Европы. Многие авторы отмечают необычную чистоту Флоренции. Недаром Возрождение
началось тут на два века раньше. В том же Париже царила эпоха ночных горшков, опустошаемых в окно; канализация, если и существовала, была открытой. Какое-то время парижская
канализация стекала в реку, но потом это было отменено - половина населения зависела от речной воды (Thorndike, Sanitation, Baths and Street-Cleaning in the Middle Ages and
Renaissance , Speculum, Vol. 3, No. 2, 1928, 192-203). В1270 году был введен закон, запрещающий выплескивать отходы из окна. Спустя сто лет, отчаявшись бороться с его
нарушением, горожане издали закон, что выплескивать все-таки можно, но перед этим необходимо трижды прокричать предупреждение. Впрочем, вопрос о том, каков на самом деле был
уровень санитарии в средневековых городах, является сильно дискуссионным (Thorndike).
Для городов, стоявших на море, а не на реке, проблема канализации решелась проще - многие дома в Константинополе были оборудованы туалетами, стоки которых вели в море (Райс,
Византия ).
С точки зрения технических деталей, дворец мало отличался от города: просто ночные вазы были более богато украшены. В середине XIX века А.В. Терещенко производил раскопки на
месте Сарая, некогда великой столицы Золотой Орды. Одна из его находок - комната, в которой на кирпичном полу стоял каменный постамент - нужник. Сверху он был облицован
небесно-голубыми изразцами, а посередине зияла дыра (Борисов).
Для нужд многочисленной челяди во дворцах существовали и примитивные уборные массового пользования; наверняка, ими порой пользовалась и знать. Японские легенды, кстати, очень
часто повествуют об убийствах князей в отхожих местах. Взять, например, известную историю о карлике-ниндзя Дзиннае, который подкараулил князя Уэсуги Кэнсина, спрятавшись в
выгребной яме, а потом пересидел облаву, погрузившись с головой и высунув наружу лишь кончик дыхательной трубки. Но мы уклонились от нашего региона.
Есть сведения, что сравнительно рано в монастырях и замках, расположенных на берегах рек, появились туалеты, в которых нечистоты уносились проточной водой. Интересный тип
отхожего места можно обнаружить в горных замках и монастырях. В простейшем случае оно представляет собой выступ или просто участок стены, предназначенный для выброса мусора,
слива нечистот и отправления естественных потребностей, сам же замок или монастырь оставался в чистоте и опрятности, соблюдая дивный союз с овершием горы и с непорочными
небесами (Эко, Имя розы ). В покоях правителей, однако, использовался более совершенный вариант: четырехугольный эркер, выпячивающийся из стены. Если глядеть изнутри, то
туалет представлял собой кабинку с дыркой в полу или каменном сиденье, сквозь дырку отходы жизнедеятельности уходили в свободный полет. Такой туалет можно видеть, например, в
замке Карлштейн в горах недалеко от Праги. Через узкое окно, находящееся, увы, как бы за спиной пользующегося, открывается прелестный вид на отроги Карпат.
|