Ростов-на-Дону
5 сообщений
Карма: +0/-0
|
На одном из исторических форумов я как-то общался на эту тему с одним из сторонников т. н. «Новой хронологии» А. Т. Фоменко, которые, как известно, очень любят любой не совсем
очевидный факт раздуть до вселенских масштабов и на этой основе «пересмотреть всемирную историю». Вот что я тогда высказал (оппонент в итоге согласился):
Есть такая вещь – мода. Среди оружия русской знати XVI-XVII вв. действительно есть ряд экземпляров, украшенных арабскими надписями. Только вот, на мой взгляд, этот факт
свидетельствует вовсе не о существовании «великой русско-ордынско-монгольской империи», как у сторонников «НХ», а всего лишь о популярности этого мотива (арабесок) в этот
исторический период среди данной социальной группы. То есть, факт говорит сам за себя, ровным счетом :-)
Что-то из такого оружия было захвачено русскими воеводами во время завоевания Казанского и Астраханского ханств и стало восприниматься как почетный и желанный воинский трофей
(т. е. вещь социально престижная), что-то было куплено на Востоке (теми, у кого были такие деньги, ибо было это очень дорого, хоть и действительно качественно, т. е.
опять-таки социальный престиж), а что-то сделано нашими мастерами как стилизация. А вот, скажем, веке в XIII такой моды не было, и о шлемах удельных князей, украшенных
арабскими надписями, я как-то не слышал. А еще позже, в XIX веке, мода на Восток опять возвращается. К примеру, я был в Крыму, во дворце графа Воронцова, построенном в
1828-1848 гг., и часть этого дворца стилизована под средневековый западноевропейский замок, часть же – под дворец восточного владыки. Там даже есть так называемый «арабский
зал», по стенам которого каллиграфической арабской вязью многократно выведена фраза из Корана «Нет победителя кроме Аллаха». И что же, разве это является основанием для того,
чтобы, скажем, еще через 500 лет очередной любитель всего нетрадиционного стал утверждать, что «в XIX в. Россия входила в состав «Арабо-монгольской империи»?.. :-)
Кстати, еще пример по поводу надписей на оружии. Из европейских и арабских источников известно, что в VII-IX вв. арабы восхищались франкским булатом и закупали франкские мечи,
чтобы потом переточить эти мечи под сабельный вариант. При этом, разумеется, на рукоятях или в начале клинка оставались франкские клейма. Известен даже королевский указ,
запрещавший продавать франкские мечи заграницу, но дело это было выгодное, и мечи шли контрабандой. Насколько я помню, несколько таких мечей нашли и среди захоронений
древнерусских воинов (как, кстати, и русские мечи находят в Европе). Так что же, на основании этих франкских надписей на арабском/русском оружии можно сделать «глубоко научный
вывод» о «великом и могучем франко-славяно-арабском царстве»?
|