2
Кирилл : в принципе, тут и без меня уже все неплохо объяснили. Припоздал я. Но все же - и мои пять копеек. Как танкист (хоть и бывший) скажу. Ибо приведенная
гуглевская ссылка рассчитана максимум на уровень средней школы.
Кумулятивный снаряд представляет собой циллиндрический заряд бризантного взрывчатого вещества с конической выемкой со стороны, обращенной к противнику. Эта выемка, называемая
кумулятивной выемкой, облицовывается металлом (например - алюминием). На противоположном от кумулятивной выемки конце заряда находится детонатор (да, да именно "сзади", а не
"спереди"!). При подрыве кумулятивного заряда, со стороны выемки образуется плотная струя продуктов горения взрывчатого вещества, двигающаяся со скоростью, превышающей
скорость детонации ВВ. Кроме того, при подрыве заряда, происходит обжатие металлической облицовки продуктами горения ВВ. Внутренние (непосредственно соприкасавшиеся с зарядом)
слои металла срываются струей газов и движутся вместе с ней со скоростью, близкой к скорости детонации. Внешние слои обжимаются в стержень, который движется по оси
кумулятивной струи со скоростью, примерно равной половине скорости детонации ВВ.
При подрыве кумулятивного заряда на определенном расстоянии от преграды, называемом "фокусным расстоянием" (удаление, на котором струя продуктов детонации имеет максимальную
плотность) достигается наибольшая бронепробиваемость. В принципе, кумулятивный заряд позволяет пробить слой однородной стальной брони, в несколько раз превышающий калибр
самого зарда. Определяющими для бронепробиваемости кумулятивного заряда являются: тип ВВ (скорость его детонации), калибр и длина заряда. При увеличении длины заряда до двух
его калибров, бронепробиваемость растет; при дальнейшем увеличении длины заряда прирост бронепробиваемости становится незначительным. Увеличение калибра заряда дает стабильный
рост бронепробиваемости. Вращение снаряда уменьшает бронепробиваемость.
Ни о каком "прожигании" брони речи здесь не идет. Просто при такой скорости столкновения струи с преградой (до 20км/сек для газовой струи и порядка 4-5км/сек для обжатой
металлической облицовки) даже металлы ведут себя, как жидкости. Так что именно размывание брони и происходит. Прорвавшись в заброневое пространство, струя газов начинает
расщиряться, стремясь заполнить весь доступный объем (как и любые газы); а так как газов довольно много, то в замкнутом пространсве обитаемых отсеков боевой машины создается
значительный скачок давления (хоть и на порядки ниже, чем был на фронте песта при пробитии брони). Кроме того, металлический стержень, получившийся при обжатии газами
облицовки кумулятивной выемки, продолжает движение "вперед" и банально делает дырку там, куда влипнет (например - в членах экипажа, или в двигателе, или в топливных баках,
или...).
Газы довольно горячие, так что вкупе со скачком давления могут вызвать воспламенение топлива, воспламенение и даже детонацию боекомплекта и прочие прелести; но основным
поражающим фактором является именно давление.
При езде с открытыми люками, скачка давления просто не получается - поскольку прорвавшиеся в заброневое пространсво газы попросту стравиливаются через открытые люки в
атмосферу. При такой езде вентиляция боевого отделения оставляет желать много лучшего (в силу некоторых особенностей танков и их пушек), так что при энергичной стрельбе экипаж
ловит оргазм за оргазмом - но зато вероятность выжить при пробитии брони кумулятивной струей повышаетс янастолько, что ради этого стоит помучиться.
Конечно, это еще не все. Есть и тандемные кумулятивные заряды, и заряды типа "ударное ядро"... и много чего еще. Но меня опять несет, так что лучше пока приторможу