Свита (Кафтан)

страницы: [1] 2 3 4 5  Все
Данила 12.12.06 16:03
Краснодар
169 сообщений
Карма: +15/-14
Могли ли в 13 веке быть кафтаны распашные? (на Русь)
Помогите с выкройкой пожалуйста!
Там типа халата что-то? Только рукава уже..
Например, на ЧП, у Ратислава что было? Такое синее с красным, с пуговицами.

С уавжением, Даниил
"Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увельчить свои обязанности".

А.Шопенгауэр
Конан Сквернослов 12.12.06 16:50
Ростов-на-Дону
3 569 сообщений
Карма: +78/-92
Общественное мнение сходится на том, что могли но не были. Разве что в самом-самом его конце. По крайней мере найденая свита не распашная.
Вот, например, один из вариантов выкройки кафтана от клуба "Ушкуй". Для свиты, по идее, тоже самое, только разрез сверху до пуза идет. Хотя мне думается, что для большего пафоса стоит использовать не прямоугольный крой стана, а трапецией. Но сам еще не кафтан не сделал, потому навязывать это мнение не буду.
http://jaropolk14.livejournal.com/

Oi!rish bastards crew - СИСЬКИ! ЖОПЫ! СКРЫТКИ НЕТ!!!

Нет хороших и плохих, есть только друзья и враги.
Данила 12.12.06 17:01
Краснодар
169 сообщений
Карма: +15/-14
Спасибо!
На верх сукно, на подкладку лен пустить? Пуговицы деревянные?
"Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увельчить свои обязанности".

А.Шопенгауэр
Mrack 12.12.06 17:08
Славянская Дружина
Краснодар
392 сообщения
Карма: +23/-16
Да, на верх сукно, а подкладку лен. Пуговицы - вроде как деревянные не найдены, только металлические, стеклянные и костяные.
Кафтан Ратислава - это, как он мне сказал, самый конец 13-начало 14, где то так.
"Я всегда шел по пути наибольшего сопротивления" Н.Гумилев
Ратислав 12.12.06 18:39
Славянская Дружина
Ростов-на-Дону
7 395 сообщений
Карма: +169/-72
Судя по источнегам, распашная одежда появляется с начала 14 в. До этого - делали только типа разреза до пояса.
Каждый хочет быть похожим на меня!
Я хит сезона, я тема дня!
Я образ для подражания
И предмет вам для обожания!
Данила 12.12.06 19:20
Краснодар
169 сообщений
Карма: +15/-14
Как свита из Витебска?
"Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увельчить свои обязанности".

А.Шопенгауэр
Конан Сквернослов 12.12.06 21:11
Ростов-на-Дону
3 569 сообщений
Карма: +78/-92
Ага, я про нее и говорил, в прошлом посте. Просто забыл где ее нашли - не хотел вводить в заблуждение. На т-форуме есть неплохая тема о свите. Поищи в русском разделе. Если не забуду - кину здесь ссылку.
http://jaropolk14.livejournal.com/

Oi!rish bastards crew - СИСЬКИ! ЖОПЫ! СКРЫТКИ НЕТ!!!

Нет хороших и плохих, есть только друзья и враги.
Данила 12.12.06 22:00
Краснодар
169 сообщений
Карма: +15/-14
"Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увельчить свои обязанности".

А.Шопенгауэр
Biarozka 13.12.06 22:32
Ростов-на-Дону
154 сообщения
Карма: +24/-2
Здравствуйте. Советую Вам почитать Рабиновича костюм 13-17 века. Там довольно много информации о верхней одежде. Я придерживаюсь мнения, что на данный период ношение верхней РАСПАШНОЙ одежды - постоянное явление, судя по тому же Рабиновичу, Молящимся Новгородцам, неканоническому изображению княжеской семьи и т.д. На худой конец экстраполяция с этнографией. Хотя Рабинович исследовал сохранившиеся вещи более позднего периода, я считаю возможным бытование этих вещей на период гораздо более ранний.Об этом говорит хотя бы то, что по крою сшить распашную одежду не сложнее, чем  свиту из Витебска, наличие такой одежды на более ранний период во всей Европе и на Востоке,везде.
Biarozka 13.12.06 22:33
Ростов-на-Дону
154 сообщения
Карма: +24/-2
Цитаты из Рабиновича:
Мужской комнатной наплечной одеждой был зипун — облегающая Довольно короткая куртка, надевавшаяся поверх рубахи, но под кафтан. Некоторые исследователи предполагают, что рукава зипуна могли быть из другой материи, чем основная его часть (Костомаров, 1860, с. 68; Гиляровская, 1945, с. 67). Однако единственное известное нам упоминание этой части одежды в письменных источниках (Воронеж, 1676 г.) — «зи¬пун сермяжной белой» (Т. Вор. УАК, V, № 2286/1060, с. 25). М. Н. Левинсон-Нечаева описала зипун из собрания Оружейной палаты — сте¬ганый, немного расклешенный книзу, с неширокими рукавами того же цвета. Он не имеет роскошной отделки, но полы и подол обшиты галуном (Левинсон-Нечаева, 1954, с. 322). Можно думать, что зипун соответствовал в составе мужского костюма современному жилету. Для простого чело¬века в XVII в. зипун мог служить, по-видимому, и верхней одеждой, наравне с кафтаном.
Кафтан был верхней одеждой мужчин и (реже) женщин, комнатной и легкой уличной, а иногда и зимней (кафтан шубный). В зависимости от назначения и моды кафтан шили длиннее или короче (до колен или до лодыжек), свободный или в талию (но всегда из плотной, относительно хорошей материи, на подкладке), в подавляющем большинстве случаев - распашной, причем правая пола заходила на левую. По борту распола¬гались обычно 8-12 пуговиц (или завязок). Трудно сказать, когда именно появился и как распространился на Руси кафтан. Само это название, как сказано, восточного происхождения. Арабский путешественник называет хафтаном роскошную парчовую верхнюю одежду, в которой погребли знатного славянина в Болгаре в Х в. (Ибн-Фадлан, с. 81). Но это, по-видимому, термин, привычный автору, а не русский. Русские источники до XV в. не знают названия «кафтан».Становой кафтан в конце XVII в. был тоже довольно длинный, с широкими рукавами, но скроен в талию (охватывал стан), а внизу - с косыми клиньями; русский кафтан был примерно того же покроя, но клинья имел прямые, так что образовывались фалды; польский и венгерский кафтаны отличались преимущественно покроем рукавов, богатством украшений и нашивок; терлик был довольно корот¬ким, с перехватом в талии (или даже отрезной со сборами) и имел за¬стежку в виде лифа с клапаном на груди (возможно, надевался через голову), емурлук - епанча, как и кебеняк (кибеняк, укр. кобвняк) (Сав., с. 54—55) был собственно суконным или войлочным плащом-дождеви¬ком - длинным, с прямыми длинными рукавами и небольшими сборами на боках. Иногда емурлук даже пропитывался жиром — «ермулук олифленый» (Левинсон-Нечаева, 1954, с. 324). Кафтаны шили обычно с таким расчетом, чтобы они приоткрывали сапоги и не мешали шагу: спереди несколько короче, чем сзади. Воротник был небольшой стоячий или вовсе отсутствовал (тогда было видно богато украшенное «ожерелье» - пристежной воротник рубахи или зипуна). Стоячий воротник - ко¬зырь - мог пристегиваться и к кафтану. Рукава, если они не были от¬кидными, украшались запястьями - богато орнаментированными ман¬жетами, борт - петлицами, кружевом. Источники называют кафтаны из дорогих материй - атласные, бархатные, байберековые, камчатые, объяринные, тафтяные, зуфные, суконные, мухояровые (Сав., с. 52), а также (по большей части у простонародья) крашенинные, сермяжные, бараньи, козлиные.
Кафтан был настолько распространенной одеждой, что уже в XVI в. в русских городах были специалисты-портные — кафтанники (Чечулин, 1889, с. 339). Нужно сказать, что кафтаном называлось и вообще всякое верхнее платье, и позднее, когда усилилось влияние западноевропей¬ского костюма, соответствующая «немецкая» одежда — жюстокор — стала называться кафтаном (Моисеенко, 1974, с. 142—145), а надеваемая под нее аналогичная зипуну веста - камзолом. Короткий, в талию каф¬тан назывался иногда полукафтаньем (Гиляровская, 1945, с, 40—42). Эта разница между длиннополым долгорукавным кафтаном и коротко¬полой нижней одеждой - зипуном или камзолом - отчетливо обозна¬чалась еще и в XIX в., как явствует из известной басни И. А. Крылова «Тришкин кафтан» (Крылов, 1956, с. 105). (Над Тришкой смеются, видя рваные рукава кафтана, а короткие полы - не лучше.)
страницы: [1] 2 3 4 5  Все