Ростов-на-Дону
154 сообщения
Карма: +24/-2
|
Кафтан был необходимой частью одежды бедного человека и богача и в зависимости от предполагаемого употребления мог делаться из ро¬скошных материй, на драгоценных мехах или из
простой сермяги, на овчине. В зажиточном хозяйстве было по многу кафтанов. Из предметов одежды, близких по назначению к кафтану, следует назвать кабат — длинную теплую одежду
с длинными рукавами. Кабат носили только дома и шили поэтому из скромных материй (Левинсон-Нечаева, 1954, с. 309).Верхняя уличная одежда. Верхнее платье было в
рас¬сматриваемый период одинако¬вым для мужчин и женщин только у простонародья. Тако¬ва была, например, сукня, или сукман,— не очень теплая широ¬кая одежда из сукна на
подкладке. Были и довольно богатые сукни из при¬возных материалов на шелковой подкладке (Сав., с. 139). Бытовали и вотолы, сермяги, свитки, о которых говорилось в предыдущей
главе. Но вотола в XIV в., кажется, уже не считалась приличной одеждой даже для крестьян и рядовых горожан.Излюбленной уличной одеждой, носимой мужчинами и женщинами весной и
осенью (как мы бы сейчас сказали — демисезонной), была однорядка (рис. 25). Однорядки шили из сукна или иных шерстяных тканей «в один ряд» (т. е., по-видимому, без подкладки),
что, как думают, и обусловило само название. Это была распашная, длинная, широкая одежда с длинными откидными рукавами и прорехами для рук у пройм. Полы ее делались спереди
короче, чем сзади. «Однорятка женская сукно кармазин малиновый цвет, у ней 12 пуговиц серебряные большие па сканое дело, да однорядка женская вишневая»,— сказано в описи
имущества посадского человека 1672 г. Встречаем в описях и упоминание отрезов: «сукно на однорядку синее». «Однорядка лазоревая брюкишна» упомя¬нута в завещании начала XVI в.
(АЮ, № 415, с. 445).
Летом зажиточные мужчины и женщины носили внакидку, «на опаш», легкие шелковые опашни свободного покроя, с длинными, суживающи¬мися к запястью рукавами, на шелковой же пли
бумажной подкладке. Полы опашня, как и у однорядки, были длиннее сзади; надевая его в рукава, все же не подпоясывались (Сав., с. 93). Такой опашень найден при строительстве
Московского метрополитена в трещине стены Китай-города (Киселев, 1936, с. 158; Рабинович, 1964, с. 281).
Специфически мужской одеждой был охабень (охобень, охобенек) — близкий по покрою к однорядке, но с большим отложным воротником, спускавшимся ниже лопаток. (Сав., с. 95) (рис.
26). Он имел также длин¬ные (вровень с подолом, достигавшим щиколоток) откидные рукава и прорези для рук. Опашень украшали крупные пуговицы. «Опашен бар¬хат зелен з золотом 11
пуговиц грушчатых... опашен зуфь светлозеленая амбурская 9 серебряных грановитых пуговиц...» — читаем в завещании князя Ю. А. Оболенского, составленном в середине XVI в.
(АФЗИХ, II, № 207, с. 207-214).
Сарафанец — длинная, довольно узкая распашная мужская одежда, давшая, как уже сказано, название и женскому сарафану, видимо, не была распространена очень широко. Упомянутая
впервые в конце XIV в., она держалась до середины XVII в. только среди знати. У князя Оболенского был желтый шелковый сарафанец, застегивавшийся на 23 золотые и сереб¬ряные
пуговицы.
Армяк (иранск. урмак), который простые люди шили из толстого домотканого сукна — армячины, был свободной халатообразной верхней уличной одеждой. Но знатные люди носили армяки
только дома (Сав., с. 5) и шили из более дорогих тонких тканей. У князя Оболенского были «армяк мухояр лазорев» и «армяк тонкое полотенце».
Напротив, чрезвычайно парадной верхней одеждой московской знати в XVI—XVII вв. была ферезея — длинная, прямая, несколько расклешен¬ная книзу, широкая, с откидными рукавами.
Шили ее из дорогих сукон, украшали вышивкой и даже камнями, подбивали иногда дорогим мехом (например, соболями), надевали поверх ферязи или кафтана. Ферезея, как думают
некоторые исследователи (Гиляровская, 1945, с. 72—74; Левинсон-Нечаева, 1954, с. 312—315), была в XVII в. даже чем-то вроде долж¬ностной парадной одежды стольников царского
двора. Во всяком случае, русский посол во Франции стольник П. И. Потемкин изображен на порт¬рете именно в ферезее.
Епанча, о которой мы говорили выше как о разновидности кафтана (япончица, ермулук, тур. япондже), могла представлять собой и безрукав¬ный плащ типа бурки. Епанча теплая на
меху называлась также ментеня (Сав., с. 76, 183—184) «ментеня камка на черевах лисьих... на пупках собольих») (АФЗИХ, II, № 407, с. 207).
Нам остается сказать немного о безрукавных плащах, которые в рассматриваемый период постепенно отступали в комплексе русской одежды на задний план. На смену длинному корзну, у
знати, как уже сказано, пришел более широкий и короткий плащ — приволока. Его шили из доро¬гих золотных материй. Царскую приволоку Дмитрия Донского упоминает автор сказания о
Мамаевом побоище (ПКБ, с. 66). Приволоки из камки и бархата «с горностаем» упомянуты в завещаниях князей Ростовского и Оболенского середины XVI в. (АЮ, № 420, с. 451—454,
АФЗИХ, II, № 207, с. 207—214). Возможно, эти приволоки также были частью воин¬ского снаряжения. Вместе с тем богато украшенная обшивкой и даже вошвами приволока была и женской
одеждой (Сав., с. 110—111). Безру¬кавными плащами были и упомянутые в XIV в. вотола, коць, мятль, на¬конец, епанча, о которой мы только что говорили. Несколько большее
распространение безрукавные плащи получили позже, в связи с западно¬европейской модой.
|