Ошибку в переводе величин на современные метрические, стало быть, исключаем?
Кроме того, перевозка осадных машин и сборных деталей для "самосборной" крепости в Астрахань
Количество теорий о состоянии Каспийского моря равно нулю? Вы гоните, мон шер ами.
Кроме того, у вас есть что-то посерьёзнее осовремененных рисунков? Вы уверены, что у корабля не было "встроенных булей" подводной части, как это встречалось на купцах того
времени (с XVI века у голландцев, а позднее едва ли не у всех)? Это, кроме снижения осадки, не сопровождаемого ростом метацентрической высоты, ещё и штормовой мореходности
добавляет (при сплошной верхней палубе и шпигатах в фальшборту, естественно).
Ничего я не исключаю и дебатов было ... много. Но ошибка в полметра маловероятна.
Перевозка осадных машин могла осуществляться ТОЛЬКО транспортными судами (возможно типа белян). К боевым ладьям они отношения не имели.
Что касается уровня Каспия... предпочитаю гольную практику, а именно:
1. У нас есть село Вышка. Есть там и собственно вышка - маяк. До моря добрые 100 км. Построено при Петре.
2. В 90-е годы стоял это я на бережке Красноводского залива и в Баутинской бухте и любовался чере прозрачную водичку на причальные конструкции на дне акватории...
3. Я в судостроении без малого 30 лет и всё это время мы постоянно проектировали научники (продолжаем до сих пор) для изучения гидрологии Каспия...
Мы живём на берегу этого водоёма и вопросы уровня моря для всех Астраханцев самые что ни на есть практические. Так вот - НИКТО НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ НАВЕРНЯКА!
Про лодьи: очень хотелось бы что-то конкретное, но в интернете почти ничего нет. К сожалению у русских не было привычки хоронить своих вместе с кораблями - поэтому версий и
домыслов значительно больше фактов, а теории и реконструкции часто противоречат археологическим находкам. Реконструкторы, как правило - не кораблестроители... Туман, да и
только. Плюнем через плечо и будем думать сами - исходя из личного опыта...
PS Ответ составил мой сенсей Краснощеков Е.В.